От автора

  

За последние четверть века советские ученые создали немало ценных трудов, освещающих проблемы литературы 60-х годов XIX столетия, рассматривающих особенности развития отдельных ее жанров и творчество крупнейших ее представителей. Созданы фундаментальные монографии о Толстом, Тургеневе, Чернышевском, Добролюбове, Гончарове, Салтыкове-Щедрине, Достоевском, Глебе Успенском и других выдающихся литературных деятелях периода расцвета русского критического реализма. В этих исследованиях тщательно и всесторонне, на основе изучения как основного корпуса произведений, так и рукописного наследия художников слова, анализируются идейные особенности и стилистическое своеобразие их творчества.
 
Этими достижениями нашего литературоведения подготовлена почва для комплексной разработки общего вопроса об истоках реализма литературы 60-х годов, его специфических чертах, его формах и о различных тенденциях его развития. Опытом такой разработки и является настоящая монография. Ввиду обширности материала и разнообразия проблем, встающих при его анализе, пришлось ограничить предмет исследования, подвергнув тщательному рассмотрению главным образом произведения прозаических, повествовательных жанров, в которых особенно зримо осуществлялся процесс развития реалистического метода. Характеризуя этот процесс, мы обращаемся как к художественным шедеврам, созданным в 60-е гг., так и к творчеству второстепенных авторов, сыгравших, по ряду исторических причин, заметную роль в литературном движении эпохи. Вместе с тем далеко не все произведения этого времени могли быть рассмотрены в данной работе. Автор отдает себе отчет в том, что при богатстве реалистической литературы 60-х гг. происходившие в ней сдвиги можно было бы проиллюстрировать и другим рядом историко-литературных фактов.
 
Термин «шестидесятые годы» в нашем литературоведении уже давно принято употреблять не для формального наименования десятилетия, а для обозначения периода с 1856 по 1868 г. — периода общественного подъема, приведшего к падению крепостного права, и последующих лет, историческим содержанием которых была борьба между выступавшей против остатков феодальных отношений революционной демократией и охранительно-реакционным лагерем, союзником которого становились дворянские либералы.
 
Естественно, что эпоха 60-х годов может быть разделена на более дробные периоды, определяемые изменением общественной обстановки. В этой связи следует отметить, что особенно значительно различие общего тона, содержания и образной системы литературных произведений, созданных в период общественного подъема 50-х — начала 60-х годов, и повествовательной прозы, возникшей в драматически сложной обстановке последующих лет. Принимая во внимание эти отличия, мы вместе с тем ставили своей главной задачей освещение вопроса об общих, специфических чертах литературы 60-х годов, о своеобразии реализма этого времени как единой и сложной художественной системы, возникшей на основе творческих открытий ряда писателей и окрепшей в борьбе с антиреалистическими тенденциями и теориями в литературе.
 
Великие художественные достижения 60-х годов были плодами не только труда и вдохновения отдельных авторов, но и следствием исключительно интенсивного умственного, идейного и эстетического обмена. Анализ сложных взаимодействий творческих индивидуальностей, способствовавших формированию нового в искусстве слова, составляет значительную часть содержания работы. Вместе с тем в ней исследуется развитие метода типизации, эволюция жанров в прозе эпохи, углубление подхода к личности человека, его внутреннему миру, психологии и идеологии, изменение образа народного героя в литературе и ряд других вопросов.